Путешествие в Таванг — гималаи штата Аруначал Индии

Дорога в Таванг

За два перевала в Гималаи — путешествие в Таванг

В этом году после январского сплава по реке Каменг 2020г. мы решили отправиться в путешествие в Таванг .северовосточная индия карта

Путь в Таванг на карте штатов Индии северо востока

Таванг — Горный район Тибета в Индийском штате Аруначал, граничащий с Бутаном.Путешествие в Таванг

Мы в Бомдиле. Городок

Аруначал карта запад

Карта схема запада Аруначала. И наш маршрут.

Наше путешествие по нетуристической Индии

После трогательного прощания с нашими друзьями, мы остались на крыльце гостиницы с собранными рюкзаками и массой идей, что делать дальше. После недолгих размышлений решили, что оставаться здесь еще на одну ночь уже не имеет смысла, когда вокруг еще столько неизведанных далей. Эльдар на ресепшене договорился о сафари в западную часть заповедника Казиранга. После завтрака в нашей знакомой кафешке мы стартовали.Парк Казиранга носороги

Наблюдаем носорогов

Эта часть более равнинная, вначале мы встречали только перелетных птиц, причем наших сибирских. Видимо днем у животных сиеста, видели пару спящих носорогов, пару оленей. На обратном пути нам улыбнулась удача, и мы долго наблюдали за 5 носорогами, один из них малыш, весом под тонну. Они мирно паслись недалеко от нас.Носороги парк казиранга

Сафари в КазирангеКазиранга национальный парк

Вдоволь насладившись этим зрелищем, мы вернулись в гостиницу.

Попробовали купить местную сим карту. Оказалось, для этого надо ехать в соседнюю деревню. Хорошо, что у нас были с собой распечатки карт и описаний достопримечательностей. Так как на мобильный интернет надеяться не приходилось.

У нас в запасе 4 дня до самолета. Мы решили попытаться доехать до Таванга. Путь к сказочному Тавангу оказался долог и тернист. На попутке в кабине небольшого грузовичка, в обнимку с водителем мы доехали до Тезпура.Путешествие в Таванг

Попуткой по Ассаму в Индии

Поскольку мы рассказали, что хотим после Тезпура ехать в Бхалупонг, наш водитель договорился с тук-туком, который отвез нас до автобуса, идущего в Сепу через Бхалупонг. Я думала, что мы приедем на какое-то подобие автостанции, где будут варианты, куда можно доехать, но это оказался просто автобус на обочине дороги. После долгих выяснений и уточнений, мы узнали, что автобус нас довезет до Бхалупонга и отправление через 30 минут. А еще оказалось, что следующим утром от другой обочины, до которой надо каким-то образом добраться, отправляется автобус до Таванга. Но подумав, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, мы остались ждать отправления того автобуса, рядом с которым стояли.Брахмапутра Ассам

Закат на Брахмапутре.

Следующий квест найти место, где бы можно было на три дня оставить рюкзак с водной снарягой. Поблизости оказалась какая-то ночлежка типа хостела для местных, оставлять там вещи совсем не хотелось.

Конечно в 17-00 автобус никуда не поехал. Видимо рейсовые автобусы тут выполняют функции и грузоперевозок, потому что на его крышу и в салон погрузили целую кучу всякого шмурдяка, начиная от офисной техники, заканчивая стиральной машинкой и телевизором. В общем когда через 2 часа погрузка закончилась, и водитель сел за руль, мы опять никуда не поехали, потому что, издав пару сдавленных стонов, автобус заглох. В итоге вместо семи вечера, мы оказались в Бхалупонге около девяти часов . Темнота. Город спит.Бхалукпонг

Ворота в Аруначал. Бхалукпонг.

На пункте проверки документов нас записали в тетрадь, взяли копию пермита. Полицейский, проверявший документы, сказал, что сейчас дорога закрыта и что завтра утром будет автобус до Таванга. Пока мы решали, что делать дальше все окрестные отели закрылись. Вещи пристроить опять не удалось. Перспективы были радужные. И тут неожиданно подошел тот самый добрый полицейский из пункта проверки документов и сказал, что есть автобус до Бомдилы. За 300 рупий с человека мы можем прямо сейчас отправляться. Вариантов было немного, поэтому мы поехали совершенно одни в пустом автобусе до Бомдилы. Ехали 9 часов.Город Бомдила

Утро в городке Бомдила

В семь утра мы вышли в Бомдиле. Хорошо, что я спросила у полицейского за сколько нас довезут (300 рупий с человека), потому что в Бомдиле цена выросла в два раза. Но в итоге мы заплатили по 300 рупий с человека. Первое впечатление от города завораживает.Бомдила

Утренние домики в Бомдиле

Бомдила – невероятный городок, расположенный на высоте 3200 метров над уровнем моря. Улочки, сбегающие с гор извилистыми ручьями, дома, прилепившиеся к скалам, одним краем и висящие над обрывом другим.Бомдила

Устройство городка Бомдила

Позавтракав в соседнем отеле, мы отправились на осмотр буддийского храма, который был виден с крыльца отеля метрах в 500 по прямой на скале. Яркое солнечное утро, красивые разноцветные дома, традиционные буддийские флажки, и мы полные оптимизма и предвкушения от встречи с новым городом.Бомдила

Храм в Бомдиле

По дороге застопили машину, водитель любезно довез нас до того места, где начиналась круто уходящая вверх лестница. Мы поняли, что наш храм там. Но когда мы поднялись по этой сотне ступенек, оказалось, что это не тот храм, что мы видели из отеля. Это буддийский монастырь, мужской. По случаю раннего утра все монахи были заняты приготовлениями к учебному процессу, ибо возраст послушников был от 6 до видимо 99 лет. Мы прошлись по территории, заглянули в учебные классы, послушали утреннюю молитву.Бомдила

Монастырь в Бомдиле

Получив свою долю впечатлений, продолжили двигаться к намеченной цели. Но дорога к храму далась не просто. В итоге после более, чем 5 часов скитаний по Бомдиле, иногда кругами, ибо прямых улиц там нет и в помине, мы достигли цели! По пути мы оказались на экскурсии в общеобразовательной школе, которую нам провел лично директор этого заведения, попали в два кришнаитских храма, пообщались с массой замечательных людей, некоторые из которых совсем не говорили по-английски.Бомдила

У монастыря в Бомдиле

Наши старания и упорство были вознаграждены чудесным видом, открывшимся сквозь облако, которое легло на вершину горы, на которой расположен храм.Бомдила

Вид сверху на город.

Во внутрь попасть не удалось, но это не испортило нам впечатления. За 5 минут на попутной машине спустившись к нашему отелю, где мы оставили рюкзаки, мы поняли, что пошли самой длинной, но очень интересной дорогой, дорогой приключений и новых открытий.

Бомдила
храм на вершине горы

После обеда в забегаловке у тетушки Кен Ду, мы пошли ловить попутку до Таванга, а путь предстоял еще не близкий – 200 км через перевал высотой 4300 метров. После более чем часа безуспешных попыток застопить кого-либо до Таванга, мы вернулись в кафешку. Тетушка нам сказала, что вечером в 19 ч должен быть автобус до Таванга. Осталось ждать немного больше часа. Но это мы так думали. Но сидеть в обогреваемой комнатушке лучше, чем мерзнуть на улице. А на улице, надо сказать, пролетал снежок пару раз. В итоге автобус сначала должен был приехать в семь, потом в 19-30, потом в 20-00. В общем в десять вечера пришел хозяин отеля, собственно, он нас в эту забегаловку и привел, потому что в отеле он только завтраки готовит, и сказал, что отель закрывается, и нам нужно решить, ждать призрачный автобус, который точно будет через полчаса, или идти в отель. К этому времени, после бессонной ночи в тряском автобусе, моим самым большим желанием было принять горизонтальное положение и уснуть. Так мы заночевали в отеле, без света, но это уже было не важно. Я поняла, что отсутствие электричества тут норма. Никто не удивляется и не переживает по этому поводу, хотя индусам, по-моему, вообще не свойственно переживать)).

На утро, посчитав дни, мы решили доехать хотя бы до Диранга. Это всего 42 км от Бомдилы. В этот раз попутка нашлась быстро. Сначала мы тормозили ее, чтобы доехать до кассы сумо (местная маршрутка), но по дороге, выяснив, куда мы едем, водила за 1500 согласился нас довезти до Диранга. Он быстренько сбагрил пассажира, который с ним ехал, и мы отправились в Диранг.Диранг дорога

Дорога в Диранг

Дорога до Диранга шла через горное ущелье, виды открывались чудесные. Вспомнив, что Хари нам говорил про горячие источники в Диранге, мы попросили нас отвезти сразу туда. Это нам обошлось еще в 200 рупий сверху.

Источники это оказалась помойка, частично благоустроенная. В одной из ванн плавал исключительно мусор, и вода там видимо была холодная, я побрезговала ее трогать, в другой ванне плавали индусы. Ни с тем, ни с другими не хотелось плавать, поэтому, быстро закончив осмотр, мы решили искать место под палатку, не зря же мы ее таскаем с собой. Источники расположены на берегу реки. В поисках места мы прошли больше километра по берегу, впереди уже замелькали постройки следующей деревни. Эльдар предложил встать на каменистом острове, посреди реки, но я была сильно против. В итоге нашли небольшую полянку на берегу. По всему берегу видны следы пребывания коров, но зная Эльдара, коровы меня не страшили. Он так их чудно гонял на Оке. Только мы скинули рюкзаки и выдохнули, как откуда-то сверху спустились три быка и с ними 5-6 коров. Мы этим быкам сразу не понравились. Они встали на пригорке и начали мычать на нас. Потом один подошел ближе и начал рыть копытом землю и с силой втягивать ноздрями воздух, высовывая длиннющий язык. Мы как-то сразу поняли, чье это место, и благо палатку еще не успели поставить, быстро оттуда ушли.

В ловушке Таванга

Вышли опять к дороге, поскольку был полдень, а до перевала, как нам сказали, ехать всего 1.5 часа, стали стопить машину до перевала. Удача была на нашей стороне. Буквально через минут 10 остановился огромный грузовик. Ребята любезно согласились нас подбросить. По дороге мы узнали, что едут они в Таванг. Это волшебное название, так манящее нас второй день! Конечно мы узнали, можем ли мы доехать с ними до Таванга. Итак, мы едем в Таванг!Перевал Се Ла

Подьезжаем к перевалу Се ЛаПеревал Се Ла

На перевале Се Ла 4300мПеревал Се Ла

Горы вокруг перевала Се Ла.

Далее спуск вниз нескончаемыми серпантинами с 4300 до 1600м к мосту Джанг через реку Таванг.Спуск к реке Таванг

Серпантины спуска с перевала Се Ла. Внизу река Таванг.

Через 6.5 часов пути нас высадили в городке за 8 км до Таванга. Ребята – молодцы! Такие душевные, веселые, один из них непалец, приехал подзаработать. Везде останавливали, где мы их просили.Таванг

Попутка в Таванг

Начался дождь. Мы быстро нашли следующую попутку до Таванга, очень комфортабельный автомобиль. Они нас высадили у лучшего отеля. Узнав цены, мы пошли искать что-то попроще. Это оказалась соседняя дверь.Таванг

Закат в городке Таванг

Дождь плавно перешел в снег, и вот мы как будто дома. Пар изо рта, снежок пролетает, настоящее Крещение! Вместе со снегом появилась тревога, что перевал могут закрыть из-за снегопада. Народ ведь о существовании зимней резины здесь вряд ли догадывается.

Солнечное утро сквозь замороженные стекла нашей комнаты все же просочилось. Протаяв дырочку в ледяных узорах, я увидела, чудесный вид на древний монастырь. И панораму города.Таванг

Городок Таванг

Свет отключили еще с вечера. Но это уже никого не удивило. Здесь это дело житейское. Вместе со светом и источник горячей воды тоже накрылся медным тазом. Поэтому бодрое умывание, теплая вода из термоса, и мы готовы к новым горизонтам!

Кстати, здесь вместо воды в кувшине подают кипяток в термосе, и в номере, и в кафе. Непонятную воду из кувшина я не решалась пить, но тут раз ее кипятили, как-то спокойнее.

За ночь снега нападало прилично, 10 см. Мы отправились к буддийскому монастырю на горе, который мы видели из окна нашего номера.Город Таванг

Вид на запад городка ТавангБуддисты в таванге

Так и ходят в сланцах по снегу.Монастырь Таванг

Вид на монастырь Таванга

По дороге спрашивали на чем и как доехать до Бомдилы хотя бы, а в идеале конечно до Гуахати. У нас через день самолет. Оказалось, здесь довольно много фирм, занимающихся перевозками. Правда из 4 контор, в которые мы зашли, только в одной нашлась машина на сегодня. Все остальные никуда не едут из-за снегопада.

Мы сходили в монастырь, на обратном пути нашли машину и в 11-30 выехали в Гуахати. О такой удаче я даже не мечтала! Причем это обошлось 3000 рупий на двоих.

(Монастырей в Таванге несколько. В главном снимали сцены фильма «7 лет в Тибете». Таванг территория королевства Мон Па. Вообще вся долина Таванга зажата на юге четырехтысячниками и на севере семитысячниками Больших Гималаев. Река Таванг уходит в Бутан и сливается с Манаслу. В Таванге развитые автодороги, несколько автоперевалов. Городок Таванг стоит над рекой на высоте 3400м. Вокруг много монастырей и буддистких святынь. Монастырь Таванг второй по значимости после Патала в Тибете. Резиденция   Далай Ламы. В средние века из Таванга родом один из лам. Знаменитый поэт лама. Район Тавангт имеет массу перспектив для туризма! — Прим. ред)Монастырь Таванг

В монастыре ТавангМонастырь Таванга

Эльдар в монастыре.Монастырь Таванг

Колесо Сансары.Мандала Таванга

Мандала

Таванг

Возвращение

Городок Таванг и Аня

Наш водитель оказался Шумахер! Через 16(!) часов он высадил нас в ночном Гуахати. По дороге мы забрали вещи из отеля в Бомдиле. И поняли, что все было очень правильно. Потому что мы ехали какой-то совсем иной дорогой, ни в Бхалупонг, ни в Тезпур мы не заезжали.

Здесь нас ждал новый квест. Как заселиться в отель в час ночи. Видимо здесь отели перестают принимать постояльцев после какого-то часа. К нашей машине тут же подъехали два рикши, с предложениями помощи. Мы сначала отказывались, но после нескольких закрытых дверей, пришлось согласиться на помощь, конечно же не бескорыстную, «хелпинг мани». Наш водитель не бросил нас, и сам обзванивал отели, терпеливо ждал, пока мы искали, где остановиться. Он уехал, когда мы 100% заселились в отеле.  Что ни говори, индусы конечно большие хитрецы, но отзывчивые и готовые помочь люди.

К моей огромной радости здесь было электричество и горячая вода. Правда из ведра, но горячая! После Таванга в Гуахати была просто жара!

Утром мы пошли искать пункты продажи сим карт. Обошли квартал со всех сторон, разные люди нам показывали в разные стороны. В итоге нашли отель, где мы жили в прошлом году. Так было приятно в него зайти. В итоге продавец симок в ларьке сказал, что он нам не продаст.

Эльдар сказал, что надо отпустить ситуацию. И мы ее отпустили. Пошли гулять по Гуахати. Когда пришли на пристань, где мы в прошлом году познакомились с Помпой, к которой собрались лететь завтра, я просто ужаснулась. Что стало с рекой, с великой Брахмапутрой? Вместо пристани грустный баркас, одиноко лежащий на песке. Вместо волн – ил и песок, по которому местные уже натоптали тропинки. А где-то метрах в 100 начинается вода. Жалкое зрелище.

Мы сходили в планетарий. Я первый раз в жизни оказалась в планетарии. Мне было очень интересно, правда. Но видимо предыдущие сутки в дороге и поздний приезд сказались, я уснула. Даже сон видела. Так сладко спалось!

Посетив еще раз парк Нехру, пруд и государственный музей мы вернулись в гостиницу.

На нашей улице много кафешек, поужинали прямо на улице. Познакомились с веселым бенгальцем. Это мне показалось хорошим знаком, ведь завтра мы летим в Бенгалию…